г. Тверь, ул.Карпинского, д.18, офис 1
г. Тверь, б-р Шмидта, д.12.
Пн-Сб: 8:00 до 21:00
Вс: выходной

Почему дети не слушаются

Таких детей принято называть «с моторчиком внутри»: они все время бегают, орут, ни минуты не могут посидеть спокойно. Между тем не исключено, что такое поведение обусловлено синдромом гиперактивности, о котором мы поговорили с детским врачом-неврологом клиники «Вита» Татьяной СОРОКОВИКОВОЙ.

— Татьяна Викторовна, в последнее время часто пишут, что детей с синдромом гиперактивности становится больше. И связывают это, в том числе, с распространением компьютеров, гаджетов, которые влияют на неокрепшую психику. Это так?

— Компьютеры и гаджеты, конечно, не очень полезны для психики ребенка, но я бы не стала называть их основной причиной. И не сказала бы, что таких детей становится ощутимо больше. Скорее, дело в другом. Сегодня проблеме детей, страдающих СДВГ – синдромом дефицита внимания и гиперактивности, уделяется больше внимания и со стороны педагогов, и со стороны психологов, и сами родители стали более просвещенными в данном вопросе. Поэтому дети, чье поведение беспокоит учителей и родителей, быстрее попадают на прием. Но сказать, что их стало больше, нельзя. Это расстройство сегодня быстрее диагностируется.

И к тому же, чтобы не углубляться в описание патоклинических особенностей, скажу, что СДВГ характеризуется рассеянностью внимания, неспособностью ребенка сосредотачиваться, импульсивностью, гиперактивностью. Могут быть либо проявления одного из этих симптомов, либо их сочетание.

— Дефицит внимания – имеется в виду, что этим детям уделяется недостаточно внимания в семье?

— Что вы, вовсе нет. Это значит, что у детей снижена способность фиксировать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться при выполнении каких-либо заданий или действий.

— Это излечимое заболевание?

— Это не заболевание, правильнее говорить о СДВГ как о расстройстве развития. Безусловно, в том, чтобы помочь ребенку преодолеть СДВГ, требуется помощь врача-невролога, но не менее серьезную помощь оказывают педагоги, психологи, в последнее время в Твери стали практиковать нейропсихологи, которые успешно работают с этими расстройствами. Лечение идет комплексно, и врач-невролог, если можно так сказать, «присоединяется», как правило, после того, как педагоги и психологи говорят родителям: «Вашего ребенка необходимо показать неврологу». Но я еще раз хочу подчеркнуть, что СДВГ – это синдром, характеризующийся нарушением концентрации и поддержания внимания, избыточной активностью и импульсивностью.

— В каком возрасте у детей диагностируется СДВГ?

— Родители еще в самом раннем возрасте обращают внимание на то, что ребенок слишком подвижный, суетливый, не может ни на чем подолгу задерживать внимание. В детском саду опытные воспитатели сразу выделяют таких детей – когда все занимаются, они не могут сидеть на месте. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам. Если же верить статистике, то доля детей с СДВГ не превышает пяти процентов от общего числа. Наиболее подвержены отклонениям в поведении мальчики — среди страдающих этим заболеванием их в два раза больше, чем девочек. Каждый ребенок с синдромом СДВГ имеет свои индивидуальные проявления недуга, однако для всех характерной чертой является сложность контроля внимания, активности и сдержанности.

Нередко бывает, что посторонние люди, увидев таких детей, говорят – вот какой ребенок невоспитанный. А он не невоспитанный, он просто отличается от своих ровесников. Конечно, гиперактивные дети доставляют немало хлопот окружающим. Они очень подвижные, болтливые, суетливые, для них важно во всем быть лидерами, они легко вступают в драки и ссорятся, они нетерпеливые и не могут усидеть на месте. В детском саду и школе такие дети обычно легко заводят себе друзей, но так же легко с ними ссорятся, расстаются.

— Попадание таких детей в коллектив как-то способствует их исправлению?

— Безусловно, социализация, знакомство с нормами поведения в том сообществе, куда они попадают, является мощным фактором. И каждый опытный педагог знает об этом. Кстати, хочу отметить, что гиперактивные дети обладают развитым интеллектом, у них замечательная память, они становятся отличниками после того, как избавляются от синдрома. Но в младших классах, конечно, им учиться сложно. Они не могут вникать в речь учителя, они перекрикивают друг друга, они могут начать отвечать на вопрос, не дослушав его до конца. И опытный учитель, конечно, распознает, где здесь непоседливость, а где признаки синдрома дефицита внимания.

— Все избавляются от СДВГ или нет? И в каком возрасте?

— К подростковому возрасту гиперактивность преодолевает большинство детей. Они уже могут себя контролировать, они привыкли следовать социальным нормам поведения. Хуже обстоят дела с дефицитом внимания и импульсивностью – у многих эти качества остаются на всю жизнь: они рассеянные, эмоциональные, у таких людей обычно заниженная самооценка. Однако здесь я хочу подчеркнуть, что если родители заметили в поведении своего ребенка такие особенности, следует обязательно посетить психолога. А уже психолог может дать направление на прием к детскому неврологу. Потому что патогенез, причины расстройства могут быть самые разные, вплоть до каких-то эндокринологических расстройств или высокого внутричерепного давления у ребенка.

— А известны причины возникновения этого синдрома у детей?

— Вы знаете, причин довольно много, они разные – от генетических механизмов и до пре- и перинатальных факторов. Даже несбалансированность питания может повлиять на усиление симптомов СДВГ. Например, если в ежедневном рационе ребенка недостаточно белков и одновременно увеличено число легкоусвояемых углеводов, особенно в первой половине дня, когда ему требуются силы. Если в пище не хватает микронутриентов, таких как витамины, фолаты, Омега-3 ненасыщенные жирные кислоты, это непосредственно влияет на синтез нейромедиаторов, которые определяют поведение ребенка.

— Как родители воспринимают диагноз СДВГ, поставленный их ребенку?

— По-разному, но в основном все понимают, что проблема существует, и ее необходимо решать. Мы всегда говорим, что вылечить ребенка можно только общими усилиями, в единой связке врач-родители-педагоги-психологи. Ребенка с синдромом СДВГ нельзя ругать, нельзя наказывать его за неадекватное поведение, потому что это только осложняет ему жизнь, особенно после постановки диагноза. Наоборот, необходимо поддерживать его уверенность в себе, отмечать каждое достижение, пусть даже небольшое. Хорошим вариантом я считаю, когда родители отдают гиперактивных детей в спортивные секции, но и тут надо посоветоваться с врачом о выборе вида спорта. Гиперактивные дети могут хорошо показывать себя в таких видах спорта, как гребля, плавание, легкая атлетика, то есть там, где требуются постоянные индивидуальные усилия. Но вот в игровых, в командных видах спорта они, как правило, теряются, не могут выстроить отношения, хотя под руководством грамотного тренера и в командных видах спорта они достигают хороших результатов.

Я хочу добавить, что диагноз – это не приговор, а синдром СДВГ поддается излечению, даже в самых тяжелых клинических формах. Поэтому не ругайте непослушного и гиперактивного ребенка, а отправляйтесь к психологу или детскому неврологу. Удачи вам и терпения!

Владислав ТОЛСТОВ

Назад